+7 (499) 110-27-91  Москва

+7 (812) 385-74-31  Санкт-Петербург

8 (800) 550-74-53  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41) предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Охрана здоровья — комплексный институт, который включает подготовку медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные, экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и профилактические меры, которые обязано проводить госу­дарство в интересах своих граждан. Право на охрану здоровья как раз означает совокупность этих обязанностей, выполняя которые государственные органы при содействии общественных организаций создают национальную систему здравоохранения. Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта система была эффективной.

Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граж­дан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предостав­лением населению доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, нацио­нальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловлен­ной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут ответственность в соответствии со ст.17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых 22 июля 1993 г.

Гражданам России, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоро­вья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Иностранным гражданам, находящимся на территории России, также гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами России. Лица без гражданства, постоянно проживающие а России, и беженцы пользуются правом на охрану здо­ровья наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными до­говорами России.

Конституция указывает (ч.2 ст.41) на обязанность государства финансировать федераль­ные программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. Государство должно поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополу­чию. Для охраны здоровья граждан важную роль играют гарантии при распространении рек­ламы несут ответственность.

Право на медицинскую помощь — это субъективное право человека на лече­ние в поликлиниках, больницах и специальных медицинских учреждениях. Медицинская по­мощь включает профилактическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопро­тезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособ­ными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Права отдельных групп населения гарантируются государством особо.

При обращении за медицинской помощью и ее получении в соответствии со ст.30 Основ законодательства об охране здоровья граждан, граждане имеют право на:

· уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего пер­сонала;

· выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обяза­тельного и добровольного медицинского страхования и т.д.;

· отказ от медицинского вмешательства в соответствии со ст.33 Основ;

· возмещение ущерба в соответствии со ст.68 Основ в случае причинения вреда здоро­вью при оказании медицинской помощи.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в ко­тором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицин­ские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.

Важнейшим фактором качества жизни, здоровья и благополучия людей является эколо­гическая безопасность. Поэтому мировое сообщество признало экологические права в качестве фундаментальных прав человека и гражданина.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Библиографическая ссылка на статью:
Чепкасов Р.А. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14144 (дата обращения: 26.03.2019).

Часть первая статьи 41 Конституции РФ закрепляет право каждого в Российской Федерации на охрану здоровья и медицинскую помощь. В научной литературе данное право традиционно относится к категории социальных прав, которые находятся в основном в стадии становления в отечественной правовой системе. Указанные обстоятельства позволяют проанализировать право на охрану здоровья и медицинскую помощь с позиций закрепления и раскрытия в нормах текущего законодательства.

Конституционная формулировка рассматриваемого права указывает на то, что оно адресовано «каждому», т.е. любому физическому лицу, находящемуся на территории Российской Федерации, в том числе граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством и т.д., независимо от возраста, пола, расы, национальной принадлежности, социального и иного положения в обществе и т.п.

В тоже время ст.41 Конституции РФ не дает какой-либо расшифровки понятий «охрана здоровья» и «медицинская помощь». Данные конституционные категории раскрываются в специальном нормативно-правовом акте, а именно Федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ, действующем в редакции от 25 декабря 2012 года, «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон №323-ФЗ).

В указанном законе под «охраной здоровья граждан» понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Как видно, закон адресует право «на охрану здоровья «гражданам», что отличает его от конституционной формулировки, которая применяет термин «каждому». Считаю, что необходимо расширительное толкование понятия «граждан», используемого в законе, которым охватывается все категории физических лиц.

Статья 18 Закона №323-ФЗ раскрывает понятие «право на охрану здоровья», которое обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

Закон ставит в зависимость право на охрану здоровья от множества факторов – политических, экономических, социальных и т.д., что дает возможность оценивать право на охрану здоровья не только как социально-экономического, но и социально-политического, т.к. в зависимости от политической деятельности государства охрана здоровья граждан реализуется положительном или отрицательном аспекте. Одной из гарантий права на охрану здоровья граждан в России является корреспондирующая обязанность всех органов государственной власти и местного самоуправления по его реализации. При этом соответствующие полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления раскрываются в главе 3 Закона №323-ФЗ.

Конституция РФ говорит о двух правах: во-первых, право на охрану здоровья; во-вторых, право на медицинская помощь. В тоже время Закон №323-ФЗ, раскрывает понятие «охраны здоровья», в том числе используя термин «медицинская помощь», что на мой взгляд является необоснованным, т.к. «охрана здоровья» является более широким понятием.

Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Полагаю, что правильнее понимать под медицинской помощью только восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, т.к. поддержание здоровья следует относить к более широкой категории «охрана здоровья».

Считаю также необходимым заменить в дефиниции «медицинская помощь» слово «предоставить» на слово «оказать», т.к. оно подразумевает неизбежность предоставления медицинских услуг.

Кроме того ни на Конституционном, ни на законодательном уровне не закрепляется «право на надлежащую медицинскую помощь», а говорится только «о праве на медицинскую помощь». Очевидно, что категория права подразумевает оказание медицинской помощи именно «надлежащего качества», а не только сам факт ее оказания. Считаю, необходимым включить соответствующее дополнение в формулировку закона. В противном случае может повториться ситуация с конституционной гарантией на оказание «квалифицированной юридической помощи», которая фактически сведена к оказанию просто юридической помощи адвокатами, а уровень или квалификация такой помощи вообще не учитывается и никем не контролируется, хотя очевидно что наличие удостоверения адвоката не гарантирует надлежащего или квалифицированного уровня оказываемой им помощи.

Это интересно:  Почему не уходят смс на номер 900

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Обозначенная программа утверждена постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, что также позволяет сделать вывод об отсутствии четко сформулированной политики государства в реализации данного конституционного права. Кроме этого, 6 марта 2013 года постановлением Правительства РФ утверждены «Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации», которые также содержат в себе противоречивые и нечеткие формулировки.

Исходя из содержания пунктов 1 и 3 статьи 56 Конституции РФ, в отношении права на охрану здоровья и медицинскую помощь в определенных случаях могут устанавливаться ограничения. Однако, на наш взгляд, указанное право является абсолютным и не подлежит никаким ограничениям, так как последние могут повлечь негативные последствия.

В статье 4 Закона №323-ФЗ сформулированы основные принципы охраны здоровья, которые предопределяют дальнейшее развитие текущего законодательства по исследуемой проблематике:

1. соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2. приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3. приоритет охраны здоровья детей;

4. социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5. ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6. доступность и качество медицинской помощи;

7. недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8. приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9. соблюдение врачебной тайны.

Таким образом, можно сделать вывод, что текущее законодательство в сфере реализации права граждан на охрану здоровья и оказание медицинской помощи не сформировано в окончательном виде и находится в стадии становления, что требует дальнейшего научного осмысления и разработки подходов к реализации выявленной проблемы.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Право на медицинскую помощь означает, что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает в себя профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, и оплату пособия по временной нетрудоспособности. Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты населения. Гражданам предоставляется бесплатная медицинская помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Законом РСФСР от 28 июня 1991 г. О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» предусмотрено два вида такого страхования — обязательное и добровольное. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Перечень некоторых видов оказываемой гражданам бесплатной медицинской помощи предусматривается двумя федеральными программами, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 26 октября 1999 г. № 1194 (с изм. и доп.). Федеральным законом от 2 декабря 2000 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» расширен перечень бесплатных видов медицинской помощи гражданам. В частности, наряду с мерами федерального Правительства Закон предполагает утверждение и реализацию территориальных программ, гарантирующих оказание государством гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования. Согласно Закону, гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программами государственных гарантий оказания такой помощи.

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .

Смотреть что такое «ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ» в других словарях:

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ — одно из основных конституционных социальных прав человека, основное содержание которого составляет возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Этому праву тж. корреспондирует… … Юридическая энциклопедия

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ — одно из прав гражданина, закрепленное в ст. 41 Конституции РФ. Первая часть данного права права на охрану здоровья обеспечивается гражданам многими путями, включая создание необходимых условий труда, быта, отдыха, занятий физкультурой и спортом,… … Энциклопедический словарь конституционного права

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ — одно из основных конституционных социальных прав человека, основное содержание которого составляет возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Закреплено в ст. 41 Конституции… … Энциклопедия юриста

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ (и медицинскую помощь) — одно из основных конституционных социальных прав человека; возможность получить бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Этому праву корреспондирует обязанность государства охранять и укреплять… … Юридический словарь

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ — одно из основных конституционных социальных прав человека, основное содержание которого составляет возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Этому праву т.ж. корреспондирует … Энциклопедический словарь экономики и права

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ — (и медицинскую помощь) одно из основных конституционных социальных прав человека; возможность получить бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Этому праву корреспондирует обязанность… … Юридический словарь

Право на охрану здоровья — (термин российской конституции), право на медицинский уход (термин ВДПЧ) или право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (термин МПЭСКП) одно из прав человека второго поколения. Закреплено также в Европейской… … Википедия

право на охрану здоровья — (и медицинскую помощь) одно из основных конституционных социальных прав человека; возможность получить бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Этому праву корреспондирует обязанность… … Большой юридический словарь

Права человека — (Human rights) Понятие прав человека, конституционные права и свободы Информация о понятии прав человека, конституционные права и свободы Содержание Содержание Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в… … Энциклопедия инвестора

Дискриминация лиц — Дискриминация лиц, страдающих психическими расстройствами Дискриминация лиц, страдающих психическими расстройствами, негативно пристрастное отношение к людям, нарушение их прав или ограничение возможностей на основании наличия у них психического… … Википедия

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Здоровье есть высшее неотчуждаемое первостепенное благо человека, без которого в той или иной степени утрачивают значение многие другие блага, ценности, поскольку нездоровый человек в значительной степени ограничен в возможности выбора профессии, занятия предпринимательством, передвижения и выбора места жительства и др. В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Данная конституционная норма соответствует положениям статьи 25 Всеобщей декларации прав человека и статьи 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Государство предоставляет гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Это интересно:  Банковские дни это календарные или рабочие

Охрана здоровья граждан подразумевает совокупность мер политического, экономического, правового, социального, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Важнейшим федеральным законом, регулирующим отношения в сфере здравоохранения, являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (приняты 22 июля 1993 г.). В них определены задачи законодательства в области здравоохранения, основы его организации, права граждан при оказании медицинской помощи, обязанности и права медицинских и фармацевтических работников, порядок проведения медицинской экспертизы, ответственность за причинение вреда здоровью пациентов. Принципами охраны здоровья граждан являются: 1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; 3) доступность медико-социальной помощи; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Предусмотрено функционирование государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Первые две системы финансируются из соответствующих бюджетов, страховых взносов и других поступлений. Частные лечебно-профилактические учреждения осуществляют свою деятельность за счет собственных доходов.

Законом РСФСР от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 2 апреля 1993 г.) определены два вида медицинского страхования: обязательное и добровольное. Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения России. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающих граждан предоставляют предприятия, учреждения, организации по месту работы; для неработающего населения (пенсионеры и др.) — органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местной администрации. Лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий вносят страховые взносы за свой счет.

Все виды и объем первичной медико-социальной и специализированной медицинской помощи оказываются бесплатно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. За плату предоставляются виды помощи, не входящие в базовую программу обязательного медицинского страхования (гомеопатическое лечение, нетрадиционные методы лечения и др.). Подобные перечни утверждаются Минздравом РФ на год и могут изменяться. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждении здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» определены группы населения и категории заболевании, при амбулаторном лечении которых лекарства по рецептам врачей отпускаются бесплатно или со скидкой. Так, бесплатно получают все лекарственные средства участники гражданской и Великой Отечественной войн, ветераны боевых действий на территориях других государств, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и др.

При добровольном медицинском страховании, осуществляемом в индивидуальной форме, граждане получают медицинскую помощь по программам добровольного медицинского страхования за свой счет, хотя оплату непосредственно производит страховая медицинская организация.

В Российской Федерации принимают меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Правительством РФ 25 марта 1996 г., установлено, что лицензированию подлежит медицинская деятельность, осуществляемая юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 июля 1995 г. «О совершенствовании системы профессиональной подготовки медицинских и фармацевтических кадров», разрабатывается система непрерывного медицинского и фармацевтического образования на базе действующих образовательных и научно-исследовательских учреждений. Положением о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах8, предусмотрено, что для занятия указанной деятельностью необходимо сдать специальные экзамены в соответствующих учебных заведениях, получить сертификат специалиста и лицензию. Статус некоторых видов лечебных учреждений регламентирован в нормативных правовых актах Правительства РФ (например, Положение об учреждениях, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь). Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями установлены права и обязанности медицинских учреждений, порядок оформления их договоров с гражданами, последствия неисполнения обязательств по оказанию медицинских услуг.

В России поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте от 27 апреля 1993 г. содержание образования в государственных образовательных учреждениях в области физической культуры и спорта должно отвечать требованиям приоритета развития массового спорта, оздоровительно-профилактической и лечебной физической культуры. Строительство в жилых районах физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов осуществляется за счет средств местных бюджетов, направляемых на жилищное строительство.

Согласно части третьей комментируемой статьи, должностные лица, виновные в сокрытии фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, несут ответственность в соответствии с федеральным законом. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» запрещает относить к информации с ограниченным доступом документы, содержащие сведения о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасности функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности населения. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан устанавливают, что граждане имеют право получать информацию о факторах, влияющих на здоровье, регулярно и своевременно. Эта информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в предусмотренном порядке. Граждане могут обжаловать в судебном порядке отказ в доступе к открытой информации или предоставление заведомо недостоверной информации, а также требовать возмещения ущерба, возникшего в связи с получением недостоверной информации.

Конституционное право личности на охрану здоровья, кроме ответственности за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью, обеспечивается также нормами многих отраслей законодательства, предусматривающих ответственность за причинение вреда здоровью. Уголовное законодательство предусматривает наказания за причинение телесных повреждений, заражение некоторыми видами болезней, за нарушение правил охраны труда, загрязнение водоемов и воздуха и за другие преступления, посягающие на здоровье или создающие угрозу здоровью людей. Многие нормы законодательства об административной ответственности имеют целью предотвращение опасных для здоровья ситуаций. Они устанавливают административную ответственность за нарушение правил по охране труда, санитарии и гигиены, за выброс загрязняющих веществ в окружающую среду с превышением нормативов, за нарушение правил, обеспечивающих безопасность на транспорте, и др. Трудовое законодательство содержит правила об охране труда.

Гражданское законодательство предусматривает материальную ответственность за повреждение здоровья. Юридическое лицо или гражданин, виновные в причинении вреда здоровью другого лица, обязаны возместить вред в полном объеме. Кроме того, потерпевший имеет право на компенсацию морального вреда (нравственных и физических страданий); размер такой компенсации в денежной сумме определяется судом.

В случае причинения увечья или иного повреждения здоровья потерпевшему возмещается заработок, утраченный им вследствие потери трудоспособности или уменьшения ее, а также расходы, вызванные повреждением здоровья: на усиленное питание, протезирование, посторонний уход, приобретение лекарств, санаторно-курортное лечение и др. Согласно пенсионному законодательству, лицам, утратившим полностью или в значительной степени трудоспособность вследствие повреждения здоровья и признанным инвалидами I, II или III группы, назначается пенсия.

Статья написана по материалам сайтов: human.snauka.ru, constitutional_law_russia.academic.ru, studbooks.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector